Клуб Эрудит
+7 (926) 794-10-60
ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 18А
+7 (925) 808-60-11
ул. Литейная, д. 42А

Говорите с ребенком с первых дней!

 

Говорите с ребенком с первых дней!

Как создать предпосылки к речевому развитию малыша?

Считается, что речевое развитие ребенка начинается с первого крика, и речь его формируется не спонтанно, а по подражанию взрослым. Поэтому на вопрос, когда нужно приступать к «логопедическим» занятиям, ответ напрашивается сам собой: незамедлительно!

В первые месяцы жизни никто, кроме мамы — человека, в постоянном присутствии которого ребенок нуждается, не сможет так организовать общение с ребенком, как это сделает она сама. Советы специалиста окажут поддержку и подскажут, чем вообще занимаются с детьми, что можно делать, а контакт с вашим ребенком и его развитие — непосредственно ваша ежедневная и ежечасная работа.

В это время первое, чему учится ребенок, - это выражать свое эмоционально-положительное отношение к близким людям, к матери, прежде всего. Взгляд в глаза, улыбка появляются в ситуации эмоционального контакта взрослого с ребенком: нежное поглаживание, покачивание у груди, голос и пение матери настраивают ребенка на ответные эмоционально-положительные реакции. Так зарождается ваше партнерство по общению.

Всякий раз, взяв малыша на ручки и разговаривая с ним, вы устанавливаете между ним и собой особую доверительную связь. Откликаясь и повторяя его «кых, кхе, гу, аву...» вы помогаете ребенку осознать себя полноправным партнером по общению. Помните, что окружая малыша заботой, любовью и нежностью, создавая атмосферу эмоционального общения, вы стимулируете его познавательную и речевую активность в дальнейшем.

Проверьте, все ли умеет ваш малыш в его возрасте. Это позволит вам сориентироваться в общих возрастных среднестатистических показателях нормы и вовремя обратить внимание на возможные симптомы отставания. Не торопитесь впадать в панику, если какой-то отдельный навык не сформировался к контрольному возрасту. Если ребенок достаточно активен, пребывает в хорошем настроении — не стоит беспокоиться. Поводом для обращения к специалисту является устойчивое отставание: если ребенок не воспринимает новые навыки, снижена общая активность. И помните постулат Л. С. Выготского — великого психолога и дефектолога XX века о том, что обучение ведет за собой развитие, и не уставайте трудиться воспитывая и обучая своего ребенка.

Как вы заметили из таблицы, приведенной ниже, базу для возникновения предпосылок речи составляют эмоциональное и двигательное развитие, а также слуховые и зрительные впечатления. Ухаживая за малышом, примите к сведению некоторые практические советы, которые помогут ему развиваться в этих базовых для речи областях. На научное знание эти рекомендации не тянут, но мне думается, что такие советы как раз и нужны больше всего. Многие родители знают, что им следует делать, но они все же нуждаются в напоминаниях. Другим надо, чтоб их направляли, они не подозревают, что могут безвозвратно пропустить — часто это молодые мамы, которые воспитывают первого ребенка.

 

Совет 1. С первых дней жизни малыш лучше всего успокаивается под звуки маминой колыбельной без слов. Возьмите его на руки в положении «под грудью» и напевайте «а-а-а» и другие повторяющиеся гласные, покачивая, поглаживая, прижимая к себе. Колыбельная мелодия создаст атмосферу спокойствия и комфорта вам и вашему малышу, голос матери будет способствовать побуждению ребенка к повторению интонации и гулению.

 

Совет 2. Собираясь взять малыша на ручки, всегда сообщайте ему об этом: «Пойдешь на ручки? Иди ко мне!». Во время кормления, переодевания поглаживайте ручки, разминайте каждый пальчик. Важно, чтобы у вас на руках ребенок всегда чувствовал себя безопасно, поэтому берите его уверенно, нежно, но крепко держите во время игр, купания и занятий гимнастикой.

 

Совет 3. Поощряйте улыбку младенца на ваше эмоциональное обращение. Обнимайте и целуйте малыша, придумывайте забавные и веселые игры, рассказывайте стишки и потешки. Улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки, нежно тормошите, наклоняйте к нему свое лицо, дайте ему зафиксировать на вас свой взгляд.

 

Совет 4. Возьмите блок бумаги с липким краем и напишите на листочках стишки, ритмизованные строки и потешки на разные случаи жизни: для купания, гуляния и пр. и прикрепите их над пеленальным столиком, умывальником, на зеркале. Например, такие:

А едет, едет, едет

В колясочке сынок.

Он быстро-быстро едет

И песенку поет:

Ля-ля-ля, тра-та-та... (произвольный набор повторяющихся слогов и слоговых сочетаний).

Где наш мальчик? Вот он!

Кто у нас такой хороший? Кто у нас такой пригожий?

Это Тимочка хороший. Тимочка пригожий.

Сла-а-авный, ми-илый, люби-имый (протягивая голосом гласные звуки, перед зеркалом).

А где наша игрушка? Где наша погремушка?

Тима, Тима, Тимофей! Просыпайся поскорей!

Ждет тебя игрушечка, игрушка — погремушечка.

Вот она, хорошая игрушечка Тимошина.

 

Совет 5. Танцуйте под вашу любимую музыку с младенцем на руках. Играйте на импровизированных музыкальных инструментах: бубенцах, колокольчиках. В обращении используйте разные интонации, но не допускайте резких, грубых выкриков в присутствии ребенка. Не оставляйте ребенка надолго наедине с включенными «говорящими приборами» - радио, телевизором. Это снижает способность ребенка воспринимать речь.

 

Совет 6. Устраивайте ребенку экскурсии по вашему жилищу у себя на руках, прижимая его к себе спиной, чтобы ручки малыша были свободны. Показывайте и рассказывайте, где что находится. Привлекайте его внимание к свету люстры, картинам, изящным статуэткам и т. п.

 

Совет 7. Игрушки, которые вы предлагаете своему малышу для рассматривания, вывешивая над кроваткой, меняйте через каждые 2-3 дня. Ребенок привыкает к игрушке. Чтобы он зафиксировал свой взгляд на игрушке, погладьте его ручки, положите их на игрушку и, придерживая его руки, покачайте игрушку, погремите ей. Перемещайте игрушку плавно из стороны в сторону и медленно поворачивайте за ней голову малыша.

 

Совет 8. Если малышу не нравится долго лежать на животе, положите ему под грудь валик из одеяла, надувной плавательный круг или конец вашей подушки для беременных. Он не успеет устать лежа на животе и будет подолгу рассматривать и трогать выложенные перед ним игрушки.

 

Совет 9. Не пугайте ребенка, когда будете учить его различать ласковую и строгую интонацию голоса. Не вредно иногда и «посюсюкать» с ним, а иногда и «поговорить серьезно». Читайте потешки, меняя интонацию. Например, такую:

Шла коза рогатая

По улице с козлятами. (Весело, нежно.)

А за нею волк, волк.

Он зубами щелк, щеллк. (Грубо, строго.)

 

Совет 10. Когда вы заняты, например, на кухне, и ребенок вас не видит, устраивайте с ним «переклички» звуками его гуления: «эй», «гуга», «агыгы» … Когда вы вместе, показывайте ему, как вы произносите гласные: «а» - рот широко открыт, «у» - губы трубочкой, «о» - губы окошком, «и» - губы растягиваются в улыбке, пропевайте сочетания повторяющихся слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Помните, что ребенок непременно начнет подражать вашим действиям, если и не в тот же момент, то через некоторое время.

 

Показатели психомоторного и речевого развития ребенка первого полугодия жизни

Возраст, мес.

Эмоциональные реакции

Зрительные реакции

Слуховые реакции

Движения

Речь

1

Появляется первая мимолетная улыбка в ответ на эмоционально положительное обращение взрослого.

Ребенок удерживает в поле зрения лицо взрослого, плавно прослеживает за движущимся предметом или лицом взрослого.

Малыш прислушивается к голосу взрослого или звучащей игрушке.

Лежа на животе, ребенок пытается приподнимать и удерживать голову.

Во время бодрствования малыш вокализирует, издает отдельные звуки: «Я!», «А!».

2

Быстро отвечает улыбкой на эмоциональное обращение.

Долгое время смотрит на лицо взрослого или на игрушку.

Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого.

Поднимает и некоторое время удерживает голову в положении лежа на животе, удерживает вложенную в руку игрушку.

Малыш прислушивается к речи, отдельные звуки произносит повторно, активно и много вокализирует, гукает.

3

Проявляет «комплекс оживления» на эмоциональное обращение.

Длительно смотрит и следит за движущимися лицом взрослого или игрушкой.

При длительном звуке поворотами головы ищет его источник.

Опирается на предплечья и высоко поднимает голову лежа на животе в течение нескольких минут, при поддержке подмышки крепко упирается ногами о твердую поверхность, на руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении, бьет руками подвешенные над его грудью игрушки.

Гулит на обращение взрослого.

4

«Комплекс оживления» возникает часто и легко, смеется и хохочет в ответ на эмоциональное обращение.

Следит за движущимися предметами из положения лежа на животе.

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, проявляет интерес к игре на простейших музыкальных инструментах, пению, различным мелодиям, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.

Переворачивается со спины на живот, самостоятельно захватывает висящие над грудью игрушки.

Подолгу певуче гулит в ответ на обращение взрослого и самостоятельно.

5

Возникает стойкое чувство привязанности к матери, четко различает родных и чужих.

Отличает по внешнему виду родных и чужих, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого.

Узнает голос матери и других близких, различает ласковую и строгую интонации обращенной к нему речи.

Подолгу лежит на животе, подняв корпус с опорой на ладони выпрямленных рук, свободно переворачивается, сидит с поддержкой, берет игрушки из рук взрослого.

Внимательно наблюдает за движениями губ взрослого при обращении к нему, пытается произносить отдельные согласные и слоги.

6

Безошибочно узнает знакомых, активно ищет контакт с ними и сотрудничает в игре, насторожен при появлении незнакомых взрослых.

Безошибочно узнает знакомых, длительно исследует привлекший внимание предмет, может одновременно действовать с предметом и наблюдать за взрослым.

Реагирует на свое и чужое имя по-разному, стремится извлекать звуки из игрушек и различных предметов.

Ровно, устойчиво стоит с поддержкой, передвигается к игрушке, подползая и переставляя руки, свободно из разных положений берет игрушки, подолгу ими занимается, перекладывает из руки в руку.

Начало лепета — произносит слоги.

Таблица составлена по материалам для диагностики психомоторного развития детей первого полугодия жизни Научного центра здоровья детей Российской Академии Наук, автор — профессор, доктор медицинских наук К.С. Ладодо.

«Мы тебя ждем», №4, апрель 2006

Автор статьи Вероника Павлова, логопед

Наши новости

Уроки живописи

17.02.2024

Утром для школьников

Подробнее...

Новый набор. Английский язык для 1 и 2 класса

17.02.2024

Начинаются занятия

Подробнее...

Живопись для малышей

07.01.2024

Уроки рисования для детей

Подробнее...
Предварительная запись на пробное занятие
Выберите курс:
Другой курс:
Имя ребенка:
Месяц и год рождения:
 
Имя родителя:
Телефон:
E-mail: