Консультация нейропсихолога: Психологическая готовность ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое? (Часть 1)
При поступлении детей в первый класс многие родители задумываются, готов ли их ребенок к школе? И многие слышали о важности психологической готовности к школе… Но до конца ли понимали, что это такое? Действительно ли это так важно, как об этом пишут? В нашей статье мы попробуем разобраться с теорией и найти практические способы развития всех аспектов психологической готовности к школе, что, в свою очередь, позволит пройти ребенку период адаптации гармонично.
Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из взаимосвязанных компонентов, и развиваются они на протяжении всего дошкольного детства:
-
Интеллектуальное развитие
-
Развитие личностно-волевой сферы, которое также включает в себя желание учиться, познавать что-то новое.
Интеллектуальная зрелость часто сводится в понимании родителей к владению такими навыками как счет, письмо и чтение. Такое убеждение не совсем верно, это обусловлено тем, что для усвоения информации поступающей от взрослого ребенку недостаточно владеть только определенным количеством знаний и навыков, ему также потребуется множество других важных способностей, таких как умение внимательно слушать и выполнять задания, ориентироваться на образец, а также самостоятельно контролировать качество каждой операции и всей последовательности действий в целом. Также важно умение давать оценку своей деятельности и находить эффективные пути и средства преодоления различных трудностей. Все это обеспечивается своевременным созреванием мозговых структур.
Другими словами развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
-
дифференцированное восприятие;
-
аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
-
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
-
логическое запоминание;
-
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
-
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
-
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей, и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки.